«Китайские машины»… У большинства из нас это словосочетание вызывает
фенольные воспоминания об «ароматных» салонах и жутком пластике, но не спешите
с выводами.
Китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире
Он не просто крупнейший, он обходит прежнего лидера — США, очень
серьезно: в 2012 году в Китае купили 19 млн машин, в Америке — 14 млн. Для
сравнения, российский и немецкий показатели — порядка 3 млн.
Раньше каждый уважающий себя производитель стремился застолбить место в
Северной Америке, но теперь баланс сместился в пользу Китая. Это мы думаем об
их авто с усмешкой, а у биг-боссов автобизнеса Китай — это что-то вроде
тринадцатой зарплаты. Этакая приятная финансовая неожиданность на фоне
старосветской рецессии.
Китайцы не слишком любят китайские машины
В списке ТОР-30 самых популярных моделей Китая, лишь три — истинно
китайские. Это Great Wall Haval H6, Emgrand EC7, Great Wall Voleex C30. Лучший из Chery – QQ – на 31 месте, лучший из
BYD — на 58.
На чем ездят китайцы?
Китайское правительство сделало интересную вещь для развития автопрома.
Во-первых, оно фактически запретило импорт иномарок. Во-вторых, любой
иностранный производитель, желающий откусить от крупнейшего рынка в мире,
должен организовать совместное предприятие с китайской компанией. Более того,
отдать ей более половины акций — фактически, контроль над предприятием.
Китайцы покупают в основном адаптированные для них модели известных
фирм (Volkswagen, General Motors, Ford, BMW), производимые на паях с четырьмя
промышленными монстрами: SAIC, Chang’an, FAW, Dongfeng.
Сейчас десятка самых популярных моделей в Китае выглядит так:
Volkswagen Lavida, Ford Focus, Buick Excelle, Volkswagen Sagitar, Chevrolet
Sail, Volkswagen Jetta, Volkswagen Passat, Volkswagen Bora, Nissan Sylphy,
Chevrolet Cruze.
Пусть вас не смущают странные названия моделей, например, Chevrolet
Sail – это «наш» Aveo, а Volkswagen Lavida – сильно модернизированная Jetta.
Но даже привычные модели выпускаются под патронажем китайцев, и Ford
Focus делает корпорация Chang’an.
Важный момент — экспортировать продукты совместных предприятий
запрещено. На этом настояли другие страны, иначе Китай просто утопил бы мир в
машинах Made in China.
Китайские таксы
Говорят, россияне любят седаны (кстати, очень спорное суждение). Так
вот, китайцы любят седаны еще больше, и в их понимании седан должен быть еще и
длинным. Причем, не важно, какие пропорции считают идеальными европейцы —
китайцы любую машину стремятся превратить в таксу, растягивая ей колесную базу.
Что интересно, этот длиннобазный тренд начал просачиваться за пределы
идейной родины. Skoda Superb вылупилась из растянутой для Китая версии
Volkswagen Passat, а появившиеся недавно Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan созданы
на платформа, нарощенных под Китай. Для него размер имеет значение.
Ошибки молодости
К исконно китайским машинам легко относиться с пренебрежением, но когда
мы сравниваем их с мировыми грандами, нужно понимать — мы сравниваем
пятилетнего ребенка и мужчину в расцвете сил. Что удивительного в том, если
второй быстрее бегает и лучше играет в шахматы?
Если большинство столпов автопрома зародились в начале прошлого века,
то Chery образовалась в 1997 году, автомобильное подразделение Lifan — в 2005,
Geely хоть и пыталась «автопромить» в середине 80-х, за ум взялась в 2002.
И если учесть временную шкалу, прогресс впечатляет.
Пять звезд
В 2006 году китайская марка Brilliance (кстати, партнер BMW) начала
экспорт собственной модели BS6 в Европу. Но в тесте EuroNCAP седан набрал 1
звезду из пяти возможных — катастрофический результат.
В 2013 году седан Qoros (бренд принадлежит Chery) набрал пять звезд по
методике EuroNCAP.
Ближе, чем вы думаете
Китайская продукция прочно ассоциируется с чем-то недорогим и не всегда
качественным, хотя это давно не так: они оккупировали рынок электроники,
игрушек, домашней утвари, бытовой техники и много чего еще. Мы сидим за
китайскими клавиатурами (вполне качественными) и смотрим в китайские мониторы.
Просто нужно делать различие между китайской кустарщиной и продукцией серьезных
предприятий.
Иногда мы ездим на машинах с китайскими следами, не подозревая об этом.
Под капотом Audi можно найти на некоторых узлах шилдики Made in China, двигатель
Hyundai Solaris и Kia Rio делают в Китае, а одно время Honda поставляла на
российский рынок Jazz из Поднебесной.
Все методы хороши
Китайцы прекрасно осознают свои технологические слабости, и не
стесняются привлекать иностранный опыт. Они покупают известные компании — можно
вспомнить приобретение Volvo китайской Geely или возможную покупку части акция
PSA (Peugeot-Citroen) корпорацией Dongfeng, с которой у французов и так
сложились весьма тесные отношения.
Они нанимают иностранцев: нашумевший Qoros построен, фактически,
европейцами. За шасси и двигатель отвечает Клаус Шмидт, бывший глава M-Division
у BMW, за безопасность – специалист Saab Роджер Малксуссон, а за дизайн – Герт
Хилдебранд, автор стилистического ренессанса марки Mini.
Китайцы заказывают разработку дизайна и отдельных узлов итальянским,
английским и немецких фирмам. Одно время они злоупотребляли нелицензионным
копированием, но этот этап по большому счету в прошлом: сейчас они либо
покупают права на разработку, либо делают сами с привлечением иностранцев.
Перспектива
Китайский автопром копит критическую массу. Еще лет пять-семь,
вероятно, мы будем относиться к нему с пренебрежением. Но складывается
впечатление, что прорыв уже не за горами: изобилие новых моделей, все лучший
уровень проработки, все более серьезные люди во главе проектов…
Производители из Китая идут примерно тем же путем, что их южнокорейские
коллеги: не ограничиваются дешевыми поделками, но стремятся встать вровень с
лидерами. В том числе и по цене: так, Qoros 3 стоит в Европе 16-20 тысяч евро —
лишь чуть дешевле, чем одноклассник, Volkswagen Jetta. Будет ли спрос? В этом
основная интрига. Следите за развитием событий.