Перейти к содержимому
Меню
Alfa Gold — инвестируй правильно!
  • Заявка
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛАНЫ
  • КАК ЭТО РАБОТАЕТ
  • Команда
  • Контакты
  • Контакты
  • НЕМНОЖЕЧКО О НАС
  • О нас
  • Опыт
  • СМИ о нас
  • Тренинги
  • Этика
Alfa Gold — инвестируй правильно!

Нам стыдно, что мы русские?

Posted on 21.03.2017
altПо итогам очередного раунда экспертных консультаций Россия-ЕС по правам человека, которые состоялись в последних числах ноября, МИД России сделал официальное заявление: массовое безгражданство в Латвии и Эстонии ведет к масштабным нарушениям прав человека. Об этом 2 декабря сообщил фонд поддержки и защиты прав соотечественников, живущих за рубежом. Речь шла о дискриминации русских диаспор в этих прибалтийских странах, являющихся крупнейшими национальными меньшинствами.
Между тем, четверть русскоязычной молодежи в Эстонии поддерживают этнополитику Таллинна, что свидетельствует о частичной ассимиляции молодого поколения русских, проживающих в этой стране. Более того, несмотря на то, что большинство русскоязычных людей в Эстонии считают Закон о гражданстве дискриминирующим, только треть настаивает на придании русскому языку статуса второго государственного языка. И это притом, что практически все русские в Эстонии, так или иначе, сталкивались с ущемлением своих прав по национальному признаку.
Фонд «Русский Мир» и Центр политических исследований в своем аналитическом докладе «Русская диаспора Эстонии» сделал неутешительные выводы: общины нет. Русские воспринимают себя не как диаспору, а как специфических «эстонизированных русских».
Такие же проблемы наших соотечественников обсуждали и в Нью-Йорке на конференции «Русская диаспора в США и культурная дипломатия», которая прошла в конце ноября. На форуме, организованном Российско-Американским центром «Культурное Наследие» и Центром Йордана по изучению России при Нью-Йоркском университете, призывалось «оказывать содействие в приобретении необходимых в бизнесе и повседневной жизни знаний» тем русским, которые приехали в Америку.

Почему за границей наши соотечественники не стремятся в диаспоры

 

По итогам
очередного раунда экспертных консультаций Россия-ЕС по правам человека, которые
состоялись в последних числах ноября, МИД России сделал официальное заявление: массовое безгражданство в Латвии и
Эстонии ведет к масштабным нарушениям прав человека. Об этом 2 декабря сообщил
фонд поддержки и защиты прав соотечественников, живущих за рубежом. Речь шла о
дискриминации русских диаспор в этих прибалтийских странах, являющихся
крупнейшими национальными меньшинствами.

Между тем,
четверть русскоязычной молодежи в Эстонии поддерживают этнополитику Таллинна,
что свидетельствует о частичной ассимиляции молодого поколения русских,
проживающих в этой стране. Более того, несмотря на то, что большинство
русскоязычных людей в Эстонии считают Закон о гражданстве дискриминирующим,
только треть настаивает на придании русскому языку статуса второго
государственного языка. И это притом, что практически все русские в Эстонии, так
или иначе, сталкивались с ущемлением своих прав по национальному признаку.

Фонд
«Русский Мир» и Центр политических исследований в своем аналитическом докладе
«Русская диаспора Эстонии» сделал неутешительные выводы:
общины нет. Русские воспринимают себя не как диаспору, а как специфических
«эстонизированных русских».

Такие же
проблемы наших соотечественников обсуждали и в Нью-Йорке на конференции
«Русская диаспора в США и культурная дипломатия», которая прошла в конце
ноября. На форуме, организованном Российско-Американским центром «Культурное
Наследие» и Центром Йордана по изучению России при Нью-Йоркском университете,
призывалось «оказывать содействие в приобретении необходимых в бизнесе и
повседневной жизни знаний» тем русским, которые приехали в Америку.

Важно это и
потому, что, по словам Боба Форсмана, исполнительного директора Barclays
Russia, 10% американцев относятся к России негативно. «Россия не привлекает
внимание инвесторов, — сказал Боб Форсман. — Диаспора (русская) за рубежом не
объединилась в политическую силу, которая выступила бы защитником интересов
России». Вообще, главным лейтмотивом практически всех выступлений было то, что
русские диаспоры разобщены и плохо организованы.

Почему наши
соотечественники за границей, в частности, в США, не объединяются в
организованные диаспоры, корреспондент «СП» спросил у профессора кафедры
мировых политических процессов МГИМО Ксении Боришполец.

«СП»: —
Ксения Петровна, сколько наших соотечественников живет вне исторической родины?

— Примерно
25 миллионов человек, из них порядка 3 миллионов – в Америке. Опять-таки, речь
идет о русскоязычных людях, которых в странах, где они живут, традиционно
называют русскими, хотя они могут представителями других этносов.

«СП»: —
Профессор Нью-Йоркского университета, историк Янни Коцонис на недавно прошедшей
в Нью-Йорке конференции «Русская диаспора и культурная дипломатия» заметил, что
русские в США разобщены, фактически живут каждый сам себе?

— Причины
такого положения дел кроются в наследии взаимоотношений между США и СССР. Во
времена холодной войны Советский Союз, который ассоциировался с Россией,
считали врагом, и это формировало фон определенного негатива к россиянам.
Несколько поколений американцев выросло под страхом ядерного уничтожения
советскими ракетами. Сейчас такой остроты нет, но политические проблемы,
связанные с Грузией и Украиной, напоминают о прежнем противостоянии. Так что
вероятность русскому эмигранту на бытовом уровне нарваться на русофоба все-таки
имеется. В целом же, американцы относятся к русскоязычным людям нейтрально.

В огромных
городах, где жизнь очень динамична, все заняты своими делами. И делить коллег
по работе или соседей на мексиканцев, русских или немцев никто не будет. С
другой стороны, американцы – очень патриотичны. В США главное – это быть
американцем, а национальные корни – вторичны. Это и залог успешной карьеры и
бизнеса. Зачастую именно по этим прагматичным причинам русских, приехавших в
США на ПМЖ, затягивает динамика американской жизни, в том числе, и культ
потребления.

«СП»: —
Иначе говоря, в Америке трудно не ассимилироваться?

— Об этом
никто не думает. Люди, приехавшие в США, просто живут своей американской
жизнью. Диаспор классического вида, регулируемых элитой, русские не создают, но
на культурном уровне общаются активно. Это нормально. И еще. Когда говорят о
русскоязычном населении, забывают об этнических корзинках, и это тоже
накладывает отпечаток на разобщенность наших соотечественников за рубежом.

«СП»: —
Вообще, насколько русские нуждаются в диаспоре?

— Начнем с
того, что в диаспоре нуждаются эмигранты, которым трудно, а то и невозможно без
посторонней помощи устроится на новом месте. Диаспора в первое время дает кров
над головой и работу, пусть и низкооплачиваемую. Правда, за это придется всю
жизнь быть благодарным диаспоре. Если же человек имеет образование и
востребованную профессию, если за его «мозгами» идет охота корпораций и
кадровых агентств, то – зачем ему эта помощь? Поскольку среди уезжающих русских
много востребованных программистов, ученых, инженеров и конструкторов, то они
без проблем начинают жизнь на новом месте. Немало и тех, кто разбогател в
России, едет в Америку за «лучшей жизнью». Им тоже помощь диаспоры не нужна.

Другое дело,
встречи с друзьями, общие воспоминания, родной язык и культура – всё это
объединяет в клубы для общения и совместного времяпровождения.

Хотя, если
вспомнить, белогвардейская русская диаспора была очень сплоченной и
мобилизованной. Это было своего рода офицерское братство. Таким образом,
объедение соотечественников за рубежом в организованные диаспоры является
реакцией на текущие политические и экономические события.

«СП»: —
Вообще диаспора – это государство в государстве?

— Есть
диаспоры, в который сильны неформальные связи и иерархия, вплоть до того, что
имеется собственная служба безопасности, а представители диаспоры отчисляют
определенные средства на общие нужды. Живут, как правило, вместе, занимая целые
кварталы. Иными словами, в таких диаспорах реализуемы механизмы общественного
управления, свойственные государству. Самой сплоченной диаспорой считается
китайская. Русские, напротив, стремятся к индивидуализму и к православию. Там,
где сильны православные приходы, там русские более сплоченные. Однако здесь
большое значение имеет личность батюшки конкретного прихода.

«СП»: — Как
в Америке борются с этническими анклавами, где внутренние распорядки важнее
американского законодательства?

— Вне
зависимости от численности, каждая национальная диаспора уникальна, прежде
всего, своим менталитетом и традициями. Это, безусловно, накладывает свой
отпечаток на политическое поведение в стране проживания, причем, настолько, что
может осложнить взаимоотношение государства и диаспор. Не забывайте о том, что
диаспоры, как правило, не локализованы в одной стране, а формируют транснациональные
сети, имеют мощные экономические и политические связи с исторической родиной.
Следовательно, в стране пребывания диаспоры могут выступать в виде механизма
влияния и даже давления, при этом возможны самые разные противоречия, в том
числе культурные, религиозные, экономические между представителями диаспор и
основной частью населения страны происхождения. Несовпадение интересов приводит
к массированной криминализации диаспор, особенно молодежи, и росту влияния
крупных этнических преступных группировок.

Государства,
в том числе и США, делят диаспоры на «своих» и «чужих», в соответствии с этим
ведут свои отношения с их элитой. Здесь важно подчеркнуть, что американские
успехи взаимоотношения с диаспорами зиждутся на многолетней кропотливой работе,
то есть эти достижения являются результатом длительного исторического развития.
Однако и у них есть проблемы с бюрократизацией «фольклорных» мероприятий, из-за
которых страдает и коренное населения.

«СП»: —
Может ли историческая родина повлиять на политику диаспоры?

—
Безусловно. Активно и, главное, эффективно взаимодействуют со своими диаспорами
Израиль, Франция, Польша, Венгрия, Греция, Китай, Ирландия, Индия. Это
позволяет этим странам использовать потенциал диаспор в налаживании
экономических и политических связей. Россия, к сожалению, похвастаться такими
достижениями не может.

«СП»: —
Значит ли это, что все уехавшие русские со временем станут американцами,
французами и так далее?

— Кризис
национальной идентичности, когда эмигранты забывают о своей исторической
родине, и всё больше интегрируются в общество страны проживания, свойствен не
только нашим соотечественникам. Об этой проблеме часто говорят в Израиле,
который раньше получал значительную помощь из диаспор, а сейчас создает за
рубежом еврейские культурно-просветительские центры, подобные Британскому
Совету. К этому опыту следует присмотреться и российскими ведомствами и
общественными организациями.

«СП»: — Если
бы в России был создан аналог Британскому Совету, то какие первоочередные
задачи он должен был бы решать?

—
Безусловно, отстаивание демократических прав русскоязычного населения в странах
постсоветского пространства.

 

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
« Фев   Апр »

Архивы

  • Май 2025
  • Апрель 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Июль 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Сентябрь 2023
  • Апрель 2023
  • Февраль 2023
  • Июнь 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Октябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2000
©2025 Alfa Gold — инвестируй правильно! | Powered by SuperbThemes!